Психологическая подготовка спортсменов к соревнованию.


Задачи и содержание психологической подготовки к соревнованиям.

Психологическая подготовка спортсмена к предстоящему соревнованию, естественно, ограничивается задачами, поставленными перед спортсменами в данном соревновании.

1.Осознание особенностей и задач предстоящего соревнования.

2. Осознание конкретных условий предстоящего соревнования (времени, места климатических условий) и подготовка к эффективным действиям в этих условиях.

3. Осознание сильных и слабых сторон противника и подготовка к эффективным действиям в соответствии с учётом этих особенностей

4. Проверка и доведение до совершенства способностей, владеть требуемыми двигательными навыками с учётом их психологической структуры.

5. Возбуждение активного стремления к победе (установка на победу) в предстоящих соревнованиях.

6. Формирование твёрдой уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы в предстоящем соревновании.

7. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием; создание и поддержание бодрого эмоционального состояния – характерной особенности спортивной формы.

8. Возбуждение готовности к волевым максимальным напряжениям и умение проявлять их в условиях предстоящего соревнования.

Перечисленные задачи требуют большого внимания, поскольку связаны со специальными особенностями участия спортсмена в предстоящем соревновании. Как правило, эти задачи

Возникают лишь в предсоревновательном периоде и не могут пронизывать процесс спортивной тренировки на всём его протяжении. Однако они не могут быть успешно решены без правильно поставленной общей психологической подготовки спортсмена.

Психологические особенности состояния высокой тренированности.

Одной из задач психологической подготовки спортсмена – обеспечить к периоду ответственных соревнований высокий уровень тренированности, или так называемой спортивной формы. Состояние высокой тренированности характеризуется повышением общей работоспособности организма и улучшением способности спортсмена эффективно мобилизовать все свои силы на выполнение данной спортивной работы.

Для успешного выступления в соревнованиях имеет значени5 психологические показатели спортивной формы.

Значение разминки в идеомоторной подготовке к соревнованию.

Мышечно-двигательные представления необходимо формировать на базе ярких и точных восприятий; техника выполняемых движений должна быть наиболее правильной.

В связи с этим целью разминки, обычно проводимой перед выступлением в соревновании, является не только достижение физиологического эффекта (повышение тонуса мышц, разогревание и др ) ,но и уточнение соответствующих мышечно-двигательных восприятий представлений: во время такой разминки футболист выполняет наиболее важные для него действия с мячом, хоккеист с клюшкой.

Часто спортсмены, особенно начинающие, излишне возбуждаются во время разминки, старается сделать как можно больше движений, не обращая внимания на психологическую структуру.Такие спортсмены,как правило оказываются малоподготовленными к выполнению упражнения во время соревнований – в их сознании нет необходимых чёткихпредставлений.

Результатыэксперементовубедительно говорит о том,что любое упражнение,в том числе и во время разминки,должно обязательно выполняется с соблюдением правильной техники. Во время разминкиперед соревнованием спортсмен как правило не соблюдает точности движеий,спокойно допускает многочисленные грубые ошибкив техники. Врезультате у спортсмена образуется два динамических сереотипа нервеой деятельности:один техническиправильное выполнение движений во время тренировки,другойизобилующий техническими ошибками. Оба стереотипа как бы сосуществуют в памяти спортсмена когда во время ответственногосоревнования спортсменпопадает в те или другие сложные обстоятельства,онпочти автоматически ипользует более лёгкий стереотип, связанный с ошибочными.

Формирование оптимального эмоционального состояния.

Нередко состояние спортивной формы утрачивается под влиянием сильных отрицательных эмоций. Для состояния высокой тренированности характена большаясосредоточенность спортсмена только на спортивных действиях.Однако как раз этой сосредоточенности и мешает разнообразие психологические барьеры.Они отвлекают спортсмена от выполнения основной задачи,разрушаю установившиеся в течение длительной тренировки слаженность и взаимное соответствие важнейших процессов в организме .

Двигательные динамические стереотипы нервной деятельности перестают быть стройными,сила мышечных сокращений уменьшается ,движения приобретают импульсивный характер, становятся хаотическими,выходят из под контроля спортсмена .

Всё это приводит к резкому снижению волевых проявлений спортсмена: он теряет уверенность в своих силах,у него ухудшается способность к волевым усилиям,его действия становятся вялыми, нерешительными,возникает сильное желание прекратиь соревнование или выполнить необходимые действия облегчённым способом,нередкос нарушением првил.

Психологические барьеры и их предотвращение.

Наиболее часто в спортивной практике встречаются следующие виды психологических барьеров.

1.Стрессы или чрезмерные нервные напряжения, вызываемые сильными или длительно действующими разражителями,не встречающиеся в такой форме в процессе предворительной тренировки,из-за чего спортсмен не мог к ним приспособиться и выработать эффективные способы их преодолния.

К числе стрессов относиться также длительная тренировка с чрезмерными для данного спортсмена мышечными напряжениями.Большие нагрузки и беспорядочность в их применении истощает у спортсменов не только физические,но и нервные запасы.

2. Различные навязчивые мысли