Стажировка на базе МДОУ «Центр развития – детский сад № 158 г. Иркутска»

 

Цель: изучение инновационного опыта образовательного учреждения

 

Характеристика образовательного учреждения:

Тип и вид образовательного учреждения
Тип: дошкольное образовательное учреждение
Вид: Центр развития ребенка
Организационно-правовая форма
Муниципальное учреждение
Учредитель
Комитет по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска
Должность руководителя
Заведующий
ФИО руководителя
Куковская Валентина Александровна
Свидетельство о регистрации (номер, дата выдачи, кем выдана)
Серия ИРП № 0090 20.01.1998г
Регистрационная палата администрации г. Иркутска
Лицензия.А 054459 13.07.2005

 

Юридический адрес
664057 г. Иркутск, проспект Жукова, 100
Фактический адрес
664057 г. Иркутск, проспект Жукова, 100
Телефон/факс
3952 35-87-03/3952 35-87-03
Адрес электронной почты
mdou158irkutsk@mail.ru
Адрес сайта в Интернете
edu.irkutsk.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 158 является звеном муниципальной системы образования города Иркутска, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей раннего и дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей воспитанников и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

МИССИЯ.

Создание инновационной модели ДОУ, ориентированной на формирование творческой личности, способной к динамичному реагированию в условиях меняющегося социума с активной здоровьесберегающей позицией.

ЦЕЛЬ. Программы развития ДОУ

 «Формирование творческой личности ребенка, способной к динамическому изменению в условиях меняющегося социума с активной здоровьесберегающей позицией.

ЗАДАЧИ.
1.Развитие познавательных способностей детей как основного фундамента творческой личности;
2. Развитие  творческого потенциала личности каждого ребенка, способности активно познавать и творчески преобразовывать мир;
3. Укрепление физического, психологического и социального здоровья детей, формировать активную здоровьесберегающую позицию;
4.  Развитие адаптационного потенциала и обеспечивать социализацию ребенка в условиях меняющегося общества.

                      В процессе стажировки провёл анализ направлений деятельности.

  1. Документы, регламентирующие инновационную деятельность ДОУ
    • Программа развития 2009 – 2014 гг.
    • Локальные акты:

* Пакет документов, представляемых в МЭС для экспертизы и регистрации инновационных проектов;

*    Разработки программы опытно-экспериментальной и научно-методической работы);

*    Модель сопровождения опытно-экспериментальной работы;

*    Положение об авторских педагогических разработках;

*    Положение об инновационном учреждении образования Иркутской области;

* Положение об областной экспериментальной площадке в системе образования Иркутской области;

*  Информационно-технологическая карта экспериментальной и инновационной работы общеобразовательных учреждений;

* Структура программы экспериментальной педагогической площадки (в помощь учителю-экспериментатору, руководителю образовательного учреждения);

*   Примерное положение о педагоге-исследователе;

*   Методические рекомендации по ведению научных исследований;

*   Характеристика инноваций и нововведений;

*   Формирование инновационного банка;

*   Контроль и экспертная оценка результата инновации, нововведения;

*   Характеристика идеального эксперта, работающего в сфере образования;

*   Положение о научно-методическом совете ДОУ (один из возможных вариантов);

*   Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе ДОУ;

*   Тезаурус.

*   Мегапроект «РОСТ – радость от совместного творчества»

*   Монопроекты:    

1. «Театр своими руками»

2. «Безопасность – это важно»

3. «Вторая жизнь отходов»

4. «Юные конструкторы»

*   Авторские адаптированные программы:

1. «Играем в школу»

2. «Азбука театрального искусства»

3. «Я - россиянин»

*  Мегапроект  «Культура здоровья»

Авторские программы:      

1.«Познавать, играя»

2.«Культура здоровья»

  1. Доказательства инновационной деятельности:

Образовательный процесс в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями комплексной общеобразовательной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Пересмотрено и адаптировано с учетом регионального компонента содержание разделов:

- «Изобразительная деятельность» (ознакомление детей с особенностями животного и растительного мира Байкальского региона, произведениями художников Восточной Сибири, элементами Урало-Сибирской росписи, бурятского орнамента),

 

- «Экологическое воспитание» (климатические условия, особенности животного и растительного мира Байкальского региона):

- «Художественная литература» (ознакомление с произведениями писателей и поэтов Восточной Сибири, сибирским фольклором),

 - «Социально-нравственное воспитание» (ознакомление с культурой коренных народов Сибири, историей родного края, города).

В целях реализации обязательного минимума содержания основной общеобразовательной программы в практике работы с детьми дошкольных групп используются следующие парциальные программы:

1. Раздел «Физическая культура» программа «СА-ФИ-ДАНСЕ», Фирилевой Ж. Е., Сайкиной Е. Г. и «Программа обучения плаванию в детском саду» Е. К. Вороновой;
- раздел «Экологическое воспитание» «Мы» программа экологического образования детей" Н. Н. Кондратьевой

2.. Раздел «Музыкальное воспитание» программа «Ладушки»: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Авторы  И. Каплунова, И. Новоскольцева.;
      Работа с детьми раннего возраста строится на основе методического пособия авторов Ярославского Государственного Педагогического Университета в соответствии с требованиями программы развития и воспитания детей в детском саду "Детство"

Вариативная часть учебного плана в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи представлена реализацией коррекционно-развивающей образовательной

Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, рекомендованной ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №10 2 раза в неделю во вторую половину дня проводятся занятия по логопедической ритмике.

В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 10, 11 реализуется комбинаторная образовательная программа «Играем в школу» — утверждена на заседании ГКМС 27.05.2009г., автор воспитатель Кадырова Л. М.

Для реализации регионального компонента в образовательном процессе используются учебные пособия «Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья» Л. А. Мишариной, В. А. Горбуновой и «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал» Л. А. Мишариной, а также программы и методические пособия педагогов МДОУ детского сада № 158 г. Иркутска:

   Целевая комплексная программа «Культура здоровья» (адаптированная программа) утверждена на заседании ГКМС 08.12.2005г., авторы Куковская В. А., Олонцева Г. Н., Пуляевская О. В., Лесникова Ю. Е., Урбанович И. А.

1. «Я россиянин» (адаптационная программа) утверждена на заседании ГКМС 10.12.2009г., автор воспитатель Носкова О. В.

2. «Формирование основ этнической культуры у старших дошкольников посредством народных календарно-обрядовых праздников» (методическое пособие), авторы зам. зав. по УВР Урбанович И. А., воспитатель Смирнова Е. В.

3. «Математика в детском саду» (методическое пособие) утверждена на заседании ГКМС 25.04.2005г., автор зам. зав. по УВР Урбанович И. А.

4. «Речевое развитие дошкольников» (методическое пособие) утверждена на заседании ГКМС 25.04.2005г., автор учитель-логопед Брызгалова Л. П.

5. «Познавать, играя» (комбинаторная программа) утверждена на заседании ГКМС 27.05.2009г., автор воспитатель Юдина Е. А.

6. «Предупреждение дисграфии у детей с ОНР» (методическое пособие) утверждена на заседании ГКМС 25.04.2005г., авторы учителя-логопеды Брызгалова Л. П., Хандирова В. Д.

Осуществляется специализация воспитателей по определенным видам занятий. Организовано ведение занятий специалистами:

1. Физической культура
2. Плавание
3. Изобразительная деятельность
4. Подготовка к обучению грамоте
5. Музыкальное воспитание
6. Математическому развитие
       Во всех группах работа по разделам «Речевое развитие», «Экологическое воспитание», «Изобразительная деятельность» строится по принципу блочного планирования.
      Отработан механизм отслеживания динамики развития каждого ребенка по следующим направлениям:

1.  Нервно-психическое развитие детей раннего возраста;
     Диагностика на предмет усвоения реализуемой в ДОУ комплексной общеобразовательной программы «Детство» по следующим направлениям:
1. Физическое развитие;
2. Социальное развитие;
3. Познавательное развитие:
 4. показатели умственного развития;
 5. речевое развитие;
 6. математическое развитие;
 Развитие представлений о человеке в истории и культуре
 экологическое воспитание
4. Сюжетно-ролевая игра;
5. Художественно-эстетическое развитие:
изобразительная деятельность;
музыкальное воспитание;
театрализованная деятельность;
6. Трудовое воспитание.

Результаты педагогического диагностирования, проводимого в начале и конце каждого учебного года, фиксируются в индивидуальных картах развития детей. В процессе проведения педагогического диагностирования используется пакет диагностических методик по определению уровня компетентности по всем линиям развития ребенка, разработанный авторским коллективом педагогов детского сада.

 

  1. Уровень инновации

На основании изученных документов можно сделать вывод о том, что ДОУ осуществляет инновации на уровне разработки принципиально новых подходов совершенствования системы образования.

  1. Направления инновационной деятельности

Инновационная деятельность включает:

*    изменение содержания образования в соответствии с ФГТ;

*  изменение форм организации образовательного процесса (уход от императивной модели образования);

*   внедрение новых форм, методов и технологий обучения и воспитания, с учетом личностно-деятельностного, здоровьесберегающего, компетентностного подходов;

*   инновации в образе деятельности и стиля мышления педагогов, детей и родителей (от пассивного к активному участию в образовательном процессе);

*  управление ДОУ носит общественно-государственный характер. Организационная структура управления ДОУ имеет 4 уровня: уровень заведующего, уровень его заместителей и других членов администрации, уровень воспитателей и других педагогов, уровень детей, родителей.

  1. Классификация инноваций

Масштабность распространения:

*Федеральная экспериментальная площадка (под руководством д.б.н.         Е.Н. Дзятковской);

*Региональная педагогическая площадка (под руководством к.п.н.             О.В. Пуляевской);

*Локальные проекты и программы (педагогов ДОУ).

По отношению к структурным элементам образовательных систем:

*В содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, в технологиях и средствах обучения и воспитания, в диагностике, контроле и оценке результатов

Глобальность:

*Системные инновации

  1. Ресурсный анализ

Виды рисков развития инноваций:

    • отсутствие достаточного финансирования;
    • отсутствие сертифицированной комплексной образовательной программы;
    • кадровые риски (текучесть, низкая квалификация, отсутствие специалистов);

Социальное партнерство
1.   Реализация педагогами дополнительного образования программы на базе ДОУ:
НОУДО «Центр английского языка А-Я» (английский язык, хореография, вокал)
2.   Организация выездных концертов, спектаклей творческих объединений дополнительного образования в ДОУ:
3.   Иркутская областная филармония, ансамбль «Солнышко», под рук. Пружанской Т. А.
4.   Детская музыкальная школа № 7
5.   Цирк, под руководством Михайлова Ю. С.
Реализация Образовательной программы ДОУ на базе учреждений дополнительного образования:
1.   Ботанический сад  
2.   Краеведческий музей, отдел истории
3.   Краеведческий музей, отдел природы, музейная студия
4.   Нерпинарий
5.   Музей авиации
6.   Музей железной дороги
7.   Музей-усадьба Сукачева
8.   Музей истории г. Иркутска

Выводы: МДОУ «Центр развития – детский сад № 158 г. Иркутска»  работает по инновационной модели,

Рекомендация. Изучение и распространение опыта  на муниципальном и региональном уровне.