Психотехнические игры
План:
1. Творчество, общение, самопознание.
2 . Как организовать и провести занятие.
3. Психологический контекст групповых занятий.
Состав группы.
Условия пространства и времени.
Внимание и самоконтроль.
Упражнение «Пальцы».
Психология внимания.
Чувство партнёра. Упражнение Стыковка.
В своей работе педагога дополнительного образования ДДТ№ 1: в секции по хоккею с мячом, в спортивных играх (баскетбол, волейбол) в теоретической подготовке я использую психотехнические игры.
1. Творчество, общение, самопознание.
В кульминационный момент соревнований, когда накал страстей достигает наивысшей точки, спортсмены переступают какую-то грань, и обычный мир тренировочного зала отступает в сторону. Умение выступать на соревнованиях – это умение импровизировать. Если тренироваться по-новому, то позитивный смысл психологической тренировки спортсмена как- раз и состоит в пробуждении сил и способностей, которые могут вести его ив непредсказуемой стрессовой ситуации соревнований. Решению именно этой задачи послужат игры и упражнения. Творческое содержание психотехнических игр сочетается с коллективной формой их проведения и в руках опытного тренера игры могут стать средством сплочения спортивной команды.
2. Как организовать и провести занятия.
Работа с психотехническими играми даёт дополнительный толчок личностному развитию.
Занятия облегчают обмен опытом, позволяют по-новому взглянуть на многие
проблемы. Игры служат отличным средством восстановления сил, действенной
формой реабилитации. Психотехника необходима для развития спортсмена и тренера.
Тренеру необходима смелость для того, чтобы отказаться от рутины тренировки и
рискнуть ввести новый элемент в свою работу.
3. Психологический контекст групповых занятий.
Ключевыми вопросами здесь является мотивация членов группы, Занятия наиболее осмыслены, когда участники внутренне готовы к ним. В процессе занятий ведущий переходит от активного руководства (через постоянную передачу инициативы в руки участников), к вхождению на равных в спонтанно действующий творческий коллектив. От ведущего требуются доброжелательное внимание, уважение и искренний интерес к мнениям и находкам участников.
4. Состав группы.
Оптимальный вариант – это 6-10 человек. При дальнейшем увеличении группы происходит снижение личного вклада каждого из её членов в совместную работу, постоянство состава желательно
5. Условия пространства и времени.
Наиболее удобное место – это замкнутое пространство комнаты, кабинета, хорошая звукоизоляция и занавески на окнах. Занятие должно проходить не менее 30 минут. Даже при работе с одним упражнением требуется время для настройки участников на проблему, а также для разгона и завершения последующей дискуссии.
6. Внимание и самоконтроль.
Тренеры часто указывают на недостаток внимания у своих воспитанников. Порой это выражается в забывчивости и неорганизованности на тренировках, в неспособности спортсмена сосредоточиться на данном ему задании. А иногда невнимательность даёт знать о себе на соревнованиях. Некоторые тренеры время от времени беседуют со спортсменами о том, как важно быть собранными и внимательными. Внимание спортсмена воспитывается в систематической тренировке-психотехнике.
7. Упражнение «Пальцы».
Участники группы удобно располагаются в креслах или на стулъях, образуя круг.
Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали», медленно вращать большие пальцы, одни вокруг другого, с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Упражнение позволяет проследить работу в «чистом виде» благодаря бессмысленности верчения пальцев. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот приём можно будет использовать для успокоения. Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчуждённость пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами этих занятий. Если участнику становится смешно, и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться столько сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое.
Нужно сосредоточиться на выполнении движений, но в какой-то момент участник вдруг застаёт себя за посторонними мыслями. Или обнаруживает, что забыл об инструкции: перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа.
8. Психология внимания.
В тех случаях, когда предмет насильно захватывает внимание человека, не считаясь при этом с его планами и намерениями, психологи говорят о непроизвольном внимании. Обычно непроизвольным вниманием овладевают сильные или неожиданные раздражители: громкий звук, яркие краски резкие запахи. Невнимательный человек лишён не внимания ,а контроля над вниманием .Приведённые психотехнические упражнения направлены и основном на развитие произвольности, способности управлять вниманием. Однако приступая к их использованию, тренер должен помнить, что иногда невнимательность – это не результат слабого развития соответствующей психической способности, а признак переутомления, высокой тревожности или низкой мотивации .В этом случае игры не будут лучшим способом исправления недостатка.
9.Развитие чувство партнёра с помощью упражнения «Стыковка»
Игра проводится в четвёрках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – «космические станции» - они вытягивают их навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков – свести концы указательных пальцев своих партнёров. Внимание ставшее послушным слугой своего хозяина – это произвольное внимание. Невнимательный человек лишён не внимания, а контроля над вниманием. Приведённые психотехнические упражнения направлены в основном на развитие произвольности, способности управлять вниманием. После проведения психотехнических игр в группах, учащиеся в дальнейшем применяют полученные знания на тренировках и соревнованиях.